сентября 12, 2014

Гюлен и социальные науки*

Ахмет Фарук Кылыч

Возникшее на основе идей М. Фетхуллаха Гюлена общественное движение “Хизмет”, или его словами - «движение посвятивших себя другим», в последнее время, как в Турции, так и во всем мире, стало социальным феноменом, привлекающим внимание многих. В контексте исследования этой социальной реальности осуществляются множество академических и научных работ. Мы же в этой работе постараемся поверхностно рассмотреть основные линии понимания социальных наук Гюленом. При определении заголовка исследования сознательно предпочли термин «понимание». Потому что мы наблюдаем то, что Гюлен обладает не просто “взглядом” на социальные науки, а их «пониманием».

Социальная наука – упорядоченные знания, произведенные в соответствии с научным методом, нацеленные на систематическое исследование человека, общества и особенно отношений человек-человек, человек-общество и человек-предмет.

Раньше социальные науки представлялись внутри социологии. Особенно во Франции и Англии ряд ученых предпринимали попытки совершенствования социальных наук путем включения в социологию историю, экономику и политику. Однако позднее это представление было отвергнуто и социальные науки стали рассматриваться независимо друг от друга. Даже рассматривались как не имеющие взаимосвязи между собой. Однако и от этого понимания отошли и сегодня стало превалировать мнение о том, что все социальные науки тесно связаны между собой изнутри и представляют собой единое целое.

В мировом масштабе можно наблюдать как, подобные социальным гранд-теориям, идеи Гюлена, вдохновившие большое социальное и образовательное движение, несут широкий теоретический смысл. Он произвел систематизированные знания, связанные с обществом. Он не только произвел знания, но и обеспечил баланс между глубиной теории и богатством практики. Мы видим то, что Гюлен делает важные комментарии, связанных с социальными науками и их приложением к практике. В своих речах и публикациях он часто использует некоторые понятия социальных наук. Некоторые из них: обычай, наследие, традиция, табу, идеал, объективная оценка, коллективное сознание, возрождение, цель. Также в его речах и публикациях он ссылается и местами критикует внесших значительный вклад в развитие социальных наук ученых, таких как Маркс, Дюркгейм, Фрейд, Огюст Конт. Кроме этих западных ученых-гуманитариев, Гюлен ссылается и критикует многих восточных ученых из области социальных наук, начиная Ибн Халдуном и заканчивая (Зиёй) Гёкальпом и Исмаилом Фаруки. В этом контексте, заслуживает внимания критика Гюленом общепринятого мнения о том, основатель социологии Ибн Халдун также является основателем исламской экономики.

По нашему мнению, понимание социальных наук Гюленом является проявлением его понимания науки и знания в целом. Гюлен, исходя из целостного взгляда на науку, выдвигает теоретические, практические, методологические предложения и интерпретации в области социального знания. Несомненно, его подходы могут поспособствовать совершению важных открытий в современном понимании науки в целом и в гуманитарных науках, в частности. Теперь рассмотрим его взгляды в этом контексте, насколько нам удастся это сделать.

*Статья Ахмета Фарука Кылыча, доктора социологии Университета Сакарья, из книги на турецком языке «Фетхуллах Гюлен: Портрет одного ученого», под ред. проф. Хамзы Актана. – Стамбул, Nil Yayınları, 2014
Blogger Wordpress Gadgets